“Подводные камни” при организации онлайн-обучения, с которыми могут столкнуться эксперты

В интернете можно найти огромное количество информации, как организовать онлайн-обучение или создать обучающий онлайн-курс. Эти темы также неоднократно затрагивались и на моем блоге. Следуя определенным алгоритмам и пошаговым инструкциям, любой эксперт сможет обучать в Интернете. Но, как и в каждой сфере, здесь тоже есть определенные “подводные камни”. Это нужно учитывать, чтобы эффективно выстраивать онлайн-программу.

Создание онлайн-курсов “для себя”

К сожалению, частой ошибкой экспертов является разработка программы обучения “для себя”. Преподаватель оценивает продукт со своей точки зрения. Но в этом случае важнее посмотреть на обучающий курс глазами будущих клиентов. Здесь важно учитывать все: формат обучения, проблемы учеников, которые должны закрываться во время тренинга, продолжительность и сроки обучения, время проведения онлайн-встреч, наличие обратной связи и т.д.

Для того, чтобы получить всю информацию, есть два способа.

Способ №1: изучить ваших прямых конкурентов и все самое лучшее и эффективное “скопировать” у них.

Способ №2: найти контакт с целевой аудиторией в прямом смысле этого слова. Чтобы получить обратную связь, задавайте потенциальным клиентам следующие вопросы:

  • есть ли у них та “боль”, которую решает ваш продукт,
  • насколько важно для клиента ее закрыть,
  • эта проблема постоянная или возникает с определенной периодичностью,
  • какими способами человек уже пытался ее решить,
  • почему эта “боль” до сих пор остается актуальной.

Чтобы создать качественный обучающий продукт, в первую очередь ориентируйтесь на ответы вашей целевой аудитории.

В целом схема, которой должен следовать каждый начинающий онлайн-преподаватель, следующая:

  1. Исходя из своей экспертности я могу решить проблему определенной категории людей (ЦА).
  2. Я ищу контакт с будущими клиентами и задаю вопросы.
  3. Собираю обратную связи и систематизирую ее.
  4. Создаю продукт на основе полученной информации.
  5. Начинаю успешные продажи курса.

Большая обучающая программа

Когда тренер хочет как можно больше знаний передать своим ученикам, здесь включается перфекционизм. Казалось бы, что в этом может быть плохого? Дело в том, что здесь “пострадают” обе стороны. Эксперт просто “захлебнется” в большом количестве задач, которые перед ним встанут, чтобы записать масштабный онлайн-курс. А ученик никогда не закончит обучение и не внедрит все полученные знания, потому что устанет и потеряет мотивацию. Поэтому не старайтесь создавать обучающие программы большими! Разбейте их на модули с логическим концом и внедряйте постепенно. Здесь важно придерживаться качества, а не объема. 

Люди хотят получить реальный результат за небольшой промежуток времени. Чувство удовлетворения только подстегнет их продолжить обучение у вас. А значит, они всегда могут купить следующий обучающий видеокурс под вашим авторством. Чтобы ребенок превратился во взрослого человека, он проходит определенные этапы взросления. Так и с вашей аудиторией. Чтобы ученик вырос в эксперта, он тоже должен пройти определенные этапы обучения, внедрить и закрепить знания и уже переходить к следующему шагу. Ваша задача, как преподавателя, сделать эти этапы максимально доступными для усвоения, концентрированными по информации, но не перегружая каждый этап объемами. 

Сложный язык преподавания

К сожалению, эта та проблема, которой “грешат” многие эксперты. Высокий профессионализм в своем деле всегда накладывает отпечаток на речь спикера. Казалось бы, термины, которые присутствуют в его разговоре, понятны. Но на самом деле, они понятны для него, но совершенно не понятны для аудитории, которая пришла на обучение.

Поэтому “снимайте корону” и всегда старайтесь спуститься на уровень учеников. Вспомните, как вы начинали этот путь, и вам будет проще понять свою аудиторию. Если в каких-то обучающих моментах без терминов не обойтись, всегда объясняйте, что значит то или иное понятие.

В идеале, нужно собрать фокус-группу из новичков и протестировать обучающий материал на ней. Если фокус-группа поняла, значит, будущие клиенты вашим обучением тоже останутся довольны.

Длинные уроки и вебинары

Вспомните себя в школе или в институте: на какой минуте лекции ваше внимание начинало рассеиваться? Онлайн-обучение тоже предполагает концентрацию внимания на уроках. Во-первых, сказывается усталость, когда начинает рассеиваться внимание. Во-вторых, вокруг много факторов, которые постоянно отвлекают от учебы. Поэтому стремитесь сократить по времени уроки или обучающие вебинары.

3-4-х часовые лекции, даже, если и покупают, практически никто не смотрит. Я, как постоянный “ученик” в Интернете, с уверенностью могу это подтвердить. Даже видео на Ютуб я всегда оцениваю по продолжительности. Если оно укладывается в 10 минут, я могу его сейчас включить и посмотреть. Если же я вижу, что продолжительность видеоролика от 20 минут, скорей всего я отложу его просмотр, а возможно, что уже больше никогда и не открою.

Думаю, для вас будут интересны следующие цифры:

  • внимание на онлайн-вебинаре держится до 1,5 часов,
  • приемлемая длина видеоурока – 8-15 минут,
  • оптимальный объем текста – 3 страницы ворд,
  • количество видеоуроков – 1 в день по будням,
  • количество онлайн-встреч в неделю – 2-3  раза в рабочие дни,
  • продолжительность тренинга с онлайн-встречами – до 45 дней.

Отсутствие сопровождения учеников

Психика людей так устроена, что без сопровождения в обучении большая часть учеников не дойдет до конца. На это есть множество причин: бытовые факторы, плохое настроение, ежедневная рутина, неуверенность в своих силах, внутренние блоки и т.д. Наверняка у каждого из вас, кто сейчас читает эту статью, есть такая папочка на компьютере, где собраны скаченные или даже купленные видеокурсы, лекции и вебинары, с пометкой “нужно изучить”. Другой вопрос, придет ли это время, когда вы приступите к изучению? Скорей всего, если оно и придет, то информация свою актуальность уже потеряет.

Элемент поддержки в обучении – это одно из условий эффективного образовательного онлайн-проекта. Для вас, как для преподавателя-эксперта, тоже важно, чтобы ученики проходили до конца и получили положительные результаты от обучения. Это ведь еще и источник хороших отзывов. Поэтому не оставляйте своего ученика один на один с вашим проектом.

Для таких целей сейчас очень модно использовать в обучении элементы геймификации. На многих платформах для онлайн-школ внедрены такие функции. К элементам геймификации относятся различные бонусы, присвоение рейтингов, начисление баллов и т.п. Это все создает эффект соревнования и мотивирует учеников не бросать обучение.

Чтобы еще больше стимулировать участников проекта, стройте обучение на следующих условиях:

  • задержка домашнего задания в установленные сроки “карается” исключением из группы,
  • обязательная онлайн-встреча 1-2 раза в неделю с разбором вопросов, ошибок и проблем, которые всегда будут возникать во время обучения,
  • наличие чата для общения учеников,
  • проверка домашних заданий,
  • успешные кейсы учеников, которые прошли обучение до конца для мотивации группы.

“Старые” инструменты

Если вы привыкли загружать видеоуроки на Яндекс.Диск, а для рассылки использовать mail почту, современное онлайн-образование вам этого “не простит”. Сейчас в Интернете создано огромное количество инструментов, облегчающих взаимодействие между преподавателем и учеником. Например, сервис рассылок. Нет необходимости вручную собирать электронные почты клиентов, заносить их в адресную книгу и делать рассылку. Эти процессы уже автоматизированы давным давно!

Инструменты для организации онлайн-обучения

  1. Платформы для онлайн-обучения и размещения видеокурсов. Уникальные площадки со всеми необходимыми инструментами для работы над проектом. Каждая платформа обладает определенным рабочим функционалом: от простой загрузки видеокурсов и рассылки писем до создания современных лендингов и конвертирующих автоворонок. При выборе ориентируйтесь на ваши требования, возможности площадки и ценовую категорию.
  2. Конструкторы одностраничных сайтов. В современных условиях нет необходимости владеть знаниями программирования, чтобы сверстать посадочную страницу. С помощью конструкторов симпатичный лендинг может создать любой новичок.
  3. Сервисы рассылок. Необходимый инструмент для работы с клиентами. Рассылку писем, автоматическую рассылку сейчас невозможно представить без этих сервисов.
  4. Платформы для проведения онлайн-вебинаров. Если образовательный проект предполагает онлайн-встречи, бесплатными инструментами наподобие прямых эфиров в Ютуб и соцсетях не обойтись. Гораздо удобнее пользоваться специальными площадками для вебинаров. Дополнительный функционал в виде кнопки с призывом к действию, сбора статистики, интерактивной доской и т.п. позволяет эффективнее взаимодействовать с учениками.
  5. Прием платежей (интернет-эквайринг): Яндекс.Касса, Robokassa, Interkassa, Fondy и т.д. Перенаправление будущих учеников на оплату через электронные кошельки или по номеру банковской карты будет снижать доверие к вам. Гораздо удобнее в этом случае пользоваться сервисами для приема платежей.
  6. Чаты в Скайп, Viber, WatsApp, Telegram, в соцсетях для общения с учениками.

Это основные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие онлайн-преподаватели. Конечно, на пути “взращивания” своего проекта будет много дополнительных нюансов. Но зная хотя бы эти “подводные камни”, вы будете на несколько шагов впереди своих конкурентов.

Автор статьи Ольга Абрамова, блог Денежные ручейки

 

         

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я принимаю Пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности этого сайта.