Создание любого курса начинается с идеи, каким в итоге должен получится обучающий продукт. И структура онлайн-курса должна быть четко прописана еще до того, как вы приступите к записи первого урока. Сегодня вы научитесь создавать план для обучающего проекта.

На моем блоге уже выходила популярная статья с ответом на вопрос, как создать онлайн-курс. Цель этого поста — глубже погрузится в тему онлайн-обучения. Пусть это будет мотивацией для экспертов, которые хотят преподавать в Интернете, но боятся сделать первый шаг. После разработки полноценного плана (или структуры) останется только приступить к его реализации. Кстати, список инструментов для создания онлайн-курсов вы найдете в моей новой статье.

Три подхода к планированию структуры обучающего курса

Прежде, чем сесть и начать писать эту статью, я специально выделила для себя несколько часов, чтобы проанализировать информацию и понять, какие подходы для разработки структуры онлайн-курса актуальны на сегодняшний день.

Существует три основных направления.

  1. Передача знаний от эксперта к ученику. Это один из самых распространенных сценариев в создании обучающего проекта — хотя, возможно, не совсем верный. “Всем, что знаю и умею по этой теме, готов поделиться со своими учениками”, — так думает эксперт. 
  2. В основе онлайн-курса — результат, за который ученики готовы заплатить. Мало владеть информацией и опытом, нужно понимать, что конкретно хочет от эксперта аудитория.

В маркетинге есть хорошо известная истина — продают только отзывы и результаты.

Чтобы ваш курс покупали, пообещайте потенциальным ученикам результат и выполните это обещание!

Например, курс будет посвящен теме, как научиться печь пиццу шести видов по итальянским рецептам. После прохождения курса ученик должен уметь печь такую пиццу, которую не отличить от тех, что пекут в Италии.

Все результаты, которые обещает эксперт, должны отвечать запросам аудитории. Чтобы понять, что волнует вашу потенциальную аудиторию, с ней нужно пообщаться. 

1.Если у вас уже есть экспертная страница с подписчиками в соцсетях, вы можете через нее обратиться к пользователям. Например, в таком формате: “Я хочу записать онлайн-курс по теме…, обозначьте, пожалуйста, в комментариях или в личку, какие вопросы вам было бы интересно, чтобы я раскрыл, что у вас не получается, чему я могу вас научить?”. 
2.Еще один способ собрать обратную связь — сделать в соцсетях опрос и предложить список вопросов по теме будущего онлайн-курса. Вопросы, которые наберут больше всего реакций, можно взять за основу структуры курса.
3.Если своей аудитории у вас пока нет, то вы можете заглянуть в соцсети к конкурентам и посмотреть, чем интересуются их подписчики, что обсуждают, какие проблемы решают и т.д. И взять оттуда часть идей для структуры будущего онлайн-курса.
4.Также не забывайте о широко известном сервисе Яндекс.Вордстат, который показывает количество запросов по интересующей теме за последний месяц. Это тоже отличное решение для расширения структуры обучающего проекта.
  1. Результат, который хотят ученики — не всегда то же самое, что им нужно на самом деле. Например, женщина покупает марафон по похудению с целью сбросить лишний вес. Но на подсознательном уровне у нее другое желание — научиться любить себя независимо от того, как она выглядит.

Будет ”вишенкой на торте”, если доведя ученика до результата, вы дополнительно удовлетворите ту потребность, которую он не осознает или просто прячет.

Таргетологу с доходом 10 тыс.руб. в месяц, который записывается на 10 тренинг по настройке рекламы в соцсетях, нужны не уроки по таргетингу, а блок с темой, как не бояться брать в работу клиентов с большими бюджетами. Согласны?

Вы уже поняли, что все три подхода в разработке структуры онлайн-курса можно использовать самостоятельно. Но самое эффективное решение — двигаться от первого пункта к третьему. 

Алгоритм планирования онлайн-курса

  1. Обозначьте тематику будущего обучающего проекта.
  2. Выпишите тезисно всё, чему вы можете научить своих учеников. Это будет базовая структура, которую вы постепенно приведете в порядок. Используйте “мозговой штурм”.
  3. Проверьте через соцсети и Яндекс.Вордстат, ищет ли аудитория ответы на эти вопросы.
  4. На основе проведенного анализа выберите наиболее актуальные вопросы (“больные” темы), которые интересуют потенциальных учеников. Таким образом “прорисуется” первая структура курса, состоящая из модулей или блоков.

Здесь важно не скатиться в крайность и не превратить онлайн-курс в сборник уроков, не связанных между собой. Каждый ученик на старте будет обладать своим уровнем знаний. Вы должны построить обучение и его структуру таким образом, чтобы оно было понятно всем.

  1. Чтобы не упустить важные модули курса, не постесняйтесь заглянуть к своим конкурентам. Возможно, вы найдете у них дополнительные идеи, которые помогут дополнить ваш проект.

Структура обучающего курса

Модули

После того, как будут прописаны модули, переходите к разработке структуры уроков. Каждый модуль может включать в себя несколько уроков. 

Вернемся к итальянской пицце?😉 

Онлайн-курс — “Как научиться печь пиццу шести видов по итальянским рецептам”.

Модуль №1 — “Итальянская пицца на тонком тесте: рецепт №1”. 

Уроки

Структура уроков:

  1. Как выбрать муку для теста на пиццу.
  2. Секреты тонкого теста.
  3. Готовим правильный соус для итальянской пиццы.
  4. Три вида начинки для пиццы.
  5. Как правильно выпекать итальянскую пиццу.

Структуру курса можно оформлять в таблице. Но для наглядности эксперты рекомендуют использовать онлайн интеллект-карты, например, Mindmeister.com.

структура онлайн-курса
пример структуры курса

Домашнее задание

На самом деле, домашнее задание — это не обязательный элемент структуры курса. Чаще всего короткие программы: мастер-классы, марафоны и т.д., не сопровождаются домашним заданием. А вот домашние задания в тренингах — практически всегда их неотъемлемая часть. 

Кроме этого, онлайн-курс может продаваться по нескольким тарифам. Базовый тариф обычно идет без проверки домашнего задания. Тарифы подороже — с проверкой ДЗ или под руководством куратора.

Если предложение онлайн-курса содержит обещание результата, задавайте домашнее задание. Это прямая гарантия того, ученики усвоят знания, и, как следствие, — получат этот положительный результат.

Не обязательно сопровождать каждый урок ДЗ — это гибкая система, впрочем, как и сама структура любого обучающего проекта. Домашним заданием могут сопровождаться только модули в курсе или определенные уроки, например, стоп-уроки, которые можно реализовать на онлайн-платформе для проведения обучения Геткурс.

Вводный и заключительный урок

Вводный урок в структуре любого онлайн-курса обычно содержит организационную информацию. Что это может быть:

— представление автора, как эксперта: где работал, с кем сотрудничал, достижения в цифрах и т.д.,
— порядок прохождения обучения: продолжительность онлайн-курса, сроки сдачи домашнего задания, расписание проведения прямых эфиров, работа с кураторами и т.д,
— условия награждения победителей, если проект будет сопровождаться элементами геймификации,
— порядок оплаты онлайн-курса, если он куплен в рассрочку, и т.д.

Заключительный урок — не обязательный элемент структуры. Но все-таки он позволяет подытожить весь обучающий курс, поставить так называемую “жирную точку”. Для учеников, как и для вас, это важно.

В психологии есть такое понятие, как ТОТЕ. Незакрытый ТОТЕ — читай “незаконченное дело” — тянет энергию, подсознательно вызывая чувство вины. Заключительный урок этот ТОТЕ закрывает, что позволяет ученику расслабиться и насладиться своей “победой”, пусть даже и не всегда осознаваемой.

На заключительном уроке можно объявить победителей онлайн-курса, выслать сертификат о том, что ученик полностью прошел обучение, подарить подарки, предложить бонусные материалы или сделать дополнительное платное предложение.

Дополнительные предложения

На втором шаге планирования структуры онлайн-обучения наверняка вы столкнетесь с тем, что найдете темы, под которые потребуется создать отдельные курсы, дополняющие основной. Эти идеи нужно зафиксировать, а затем реализовать. 

Как только вы увидите, что основной онлайн-курс пользуется спросом, растет армия благодарных учеников и доверие к вам, как к эксперту, начинайте делать дополнительные предложения к основному продукту. Структура разрабатывается по аналогии, только под другую тему, с другими модулями и уроками.

Дополнительные предложения позволяют масштабировать ваш обучающий онлайн-проект, а главное — увеличить доход в несколько раз!

Не могу здесь не привести пример. Пусть это будет онлайн-курс по продвижению сайта. В структуре основного обучения есть модуль по привлечению органического бесплатного трафика. Но наверняка заинтересованные блогеры захотят узнать, как привлекать трафик на сайт платными методами.

Эти знания можно оформить дополнительными предложениями. Например, онлайн-курс “Как привлечь трафик на сайт из соцсетей: настройка таргетинга для новичков”, дальше — онлайн-курс “Как привлечь трафик на сайт через контекстную рекламу: настройка рекламы в Яндекс.Директ и Google” и т.д.

Общение в чате

Современные тенденции диктуют необходимость создавать онлайн чаты учеников. С одной стороны, это удобно и автору курса: можно скинуть важное сообщение, проинформировать об изменении в расписании вебинаров, в реальном времени получить обратную связь и т.д. А для учеников — это дополнительное комьюнити, возможность задать вопрос, спросить совета, да и вообще — не чувствовать себя одиноким во время обучения. Это, кстати, еще для некоторых и дополнительная мотивация пройти обучение до конца.

Создавать чат или нет — решает эксперт. Но чаты тоже могут быть частью структуры курса.

курс - модули - уроки
детальный план онлайн-проекта

Форматы онлайн-обучения

В онлайн-проекте, не меньшее значение, чем структура, имеют форматы обучения. 

Вы должны определить:

  1. Где будете проводить обучение: на специальных платформах для онлайн-школ, в социальных сетях или мессенджерах.
  2. В каком формате будут представлены уроки: видео, аудио, текстовые публикации, инфографика и т.д. Эти форматы можно миксовать, подстраивая под собственный онлайн-курс.
  3. Будет ли структура курса сопровождаться онлайн вебинарами или прямыми эфирами.
  4. Как будет реализована обратная связь, в каком формате ученики должны будут сдавать домашнее задание.

По продолжительности онлайн-курс может быть представлен как:

  • мастер-класс (1-3 часа),
  • интенсив (3-7 дней),
  • в записи (10-30 уроков),
  • онлайн-марафон (1 месяц),
  • тренинг (2-6 месяцев),
  • коуч-группа (1-12 месяцев).

Геймификация

Возможно, что вы уже слышали о геймификации в социальных сетях для стимулирования активности подписчиков в группе. Также геймификацию активно используют в онлайн-обучении. Основная роль геймификации — довести ученика до результата. И здесь эксперты используют “метод сладкого пряника”.

На мой взгляд, лучше всего продуман элемент геймификации на сервисе Антитренинги. В процессе успешного прохождения курса ученику начисляются баллы, которые затем он может потратить в магазине подарков, ученик участвует в рейтинге и зарабатывает различные награды.

Также элементы геймификации внедрены на онлайн-платформу Геткурс — это шкала достижений, начисление баллов, бонусный счет, возможность зарабатывать монеты.

Вместо заключения

Эксперты в онлайн-обучении советуют новичкам начать с небольшого мини-курса.

Задача “малыша” — закрыть одну проблему пользователя.

Маленький онлайн-курс позволит протестировать, а будет ли он интересен целевой аудитории. Идеальный мини-курс должен длиться не более 30 дней и состоять не более, чем из 3-х модулей. Структура обучения выстраивается аналогично структуре основного продукта. 

Если мини-курс станет востребован, смело приступайте к разработке главного продукта. А востребованный онлайн-курс всегда можно масштабировать в успешную онлайн-школу.

Автор статьи Ольга Абрамова, блог Денежные ручейки