При запуске компании нужно продумать способ продвижения. Часто для этих целей используются стандартные методы, упуская возможность завоевать аудиторию за счёт позиционирования бренда. 

В своё время крупные корпорации придумали brand, и это сделало их популярными на весь мир. Они потратили время и деньги на разработку фирменного стиля. Теперь всем известны такие марки как Nike, Coca-Cola, Apple. 

После разработки дизайна все это заносят в документ, который называется брендбук (brandbook). В статье вы узнаете, что такое брендбук, как его сделать, когда следует использовать. В заключении приведём примеры брендбука.

Что такое брендбук?

Брендбук – это книга, в которую занесена информация о компании. Инструкция как пользоваться брендом. Она служит сводом правил для сотрудников. Текст в документе объяснит, как взаимодействовать с фирменным стилем и научит правильно применять шрифт, лого и цвет. 

что такое брендбук

Зачем нужен брендбук? Когда нет документа с правилами, каждый сотрудник будет работать по-своему.  Разнообразие хорошо в небольших проектах. Но когда речь заходит о крупной компании, требуется придерживаться единого вектора. 

Структура брендбука обычно упорядочена и содержит полезную информацию: легенду, характер, миссию и т.д. Для быстрого поиска всегда есть содержание. Изучая документ можно найти ответы на следующие вопросы.

содержание брендбука

6 шагов по созданию фирменного стиля

Без собственного стиля не может быть брендбука. Сначала нужно разработать проект, а потом занести информацию в книгу. Допустим идея запустить коммерческую платформу. С чего начать? Мы не будем вникать в тонкости разработки движка, это область веб-разработчика. Наша цель сделать ресурс узнаваемым. 

Что входит в фирменный стиль?

Перечень из 6 шагов. 

№ 1. Подготовка

Нужно определиться с тематикой. В каком направлении двигаться? Для этого потребуется время на изучения материала.

  • Конкуренция – проверить, сколько проектов запущено в интернете. 
  • Анализ рынка – определяем интерес аудитории к теме.
  • Платформа, где будем продвигать ресурс.   

При изучении конкурентов нужно узнать отличительные особенности их компаний, чтобы в дальнейшем отстроиться и разработать собственное УТП. 

№ 2. Основные элементы проекта

Создание уникального дизайна. Здесь нужно продумать всё: цветовую гамму, шрифт и  графику. Чтобы упростить работу, каждый дизайнер собирает мудборд (mood board). Сюда входит подборка цветов, изображений, шрифтов. Дальше это формируется в единый коллаж, что упрощает разработку дизайна. Когда собрали всё воедино, переходим к следующему этапу – разработка logo.

№ 3. Логотип и дизайн

Знаменитые бренды узнают по лого. Увидели Coca-Cola, сразу ассоциация с газировкой, Nike – со спортивной одеждой. Вам нужно придумать запоминающееся logo. Если нет идей, посмотрите профили других художников. Многие выкладывают работы на фотостоках. 

Как вариант, поручить разработку logo нейронной сети. Более подробно мы писали в статье:
Как сгенерировать логотип? Ideogram обзор нейросети + советы по оформлению лого

В материале подобраны ссылки на фотостоки, где можно черпать новые идеи.

В Ideogram в сутки дается 10 генераций. Этого хватит для дизайна в небольшом проекте. Когда логотип готов, приступаем к продвижению. 

Площадки выбираем, где собирается целевая аудитория. Подходящий вариант — социальные сети, там параллельно можно завести группу и публиковать посты. 

Распространяем контент вместе с лого. Нужно увеличить виральность и охват. Другими словами, чтобы пользователи делились и просматривали контент. Всё это касается малого бизнеса, для крупных компаний, кроме логотипа, нужно продумать дизайн. 

Для этого есть мудборды с графикой, оттуда выбираем цветовые сочетания. Придерживаемся единого стиля. Особенно это касается логотипа, он должен органично вписывался в дизайн. Вот пример брендбука. Обратите внимания, как подобраны цвета, эмблема отлично сочетается с общим фоном. 

пример брендбука

№ 4. Внедряем графику в бизнес

Этот этап предусматривает постепенное внедрение визуальных образов. Он состоит из нескольких пунктов. 

  • Организация семинаров для сотрудников на тему соблюдения фирменного стиля.
  • Создание веб-ресурса и его оформление.
  • Изготовление фирменных элементов на упаковке с продукцией.
  • Создание рекламы и сувениров, где будет размещаться фирменные знак.
  • Проведение конференции, чтобы продемонстрировать продукцию в фирменном стиле. 

№ 5. Создание брендбука

Книга является обязательным элементом веб-маркетинга. Её написание позволит понять, как пользоваться брендом. Как правило, она имеет чёткую структуру. Перечислим пункты, как создать брендбук. 

  • Список элементов – основа фирменного стиля.
  • Описания и правила использования стиля. 
  • Способы нанесения эмблемы на разные носители.
  • Несколько вариаций лого.
логотип на примере Аэрофлот

Если возникли вопросы, специалисты по маркетингу обращаются к брендбуку для уточнения. Информация, указанная в документе, позволяет избежать случайных ошибок и правильно внедрить компоненты. Также при продвижении можно решить главный вопрос: как создать эффективную рекламную компанию? 

№ 6. Оформление патента  

После разработки фирменного стиля его нужно защитить от копирования. Для этого следует оформить патент. Все элементы дизайн, лого и эмблемы регистрируются согласно требованиям законодательства. Это гарантирует, что файл будет использоваться только внутри компании.

Как создать брендбук самостоятельно?

Более подробно расскажем, как оформить документ о компании. Над созданием книги обычно занимается целая команда. В разработке принимают участия маркетологи, копирайтеры и дизайнеры. Количество страниц зависит от размера бизнеса. Если это, например, кафе, — вся информация уместится на 50-ти страницах. Встречаются и более крупные проекты — на 100-150 страниц. 

Сбор информации

Когда известна специфика бизнеса, остаётся занести это в документацию, но часто приходится работать с заказчиком, у которого свои требования. Здесь уже начинается сбор информации. Для ускорения работы желательно устроить бриф, где совместно с клиентом обсудить ключевые моменты. Бриф может включать следующие вопросы:

  1. Расскажите о своём бизнесе?
  2. Что представляет собой продукт?
  3. Есть ли Уникальное Торговое Предложение (УТП)?
  4. Сколько страниц будет в документе?  Лучше это обсудить заранее, так как стоимость книги зависит от объёма.
  5. Нужны ли услуги дополнительных сотрудников: дизайнеров, стратегов, фотографов?

Структура документа

Разберем, что должно входить в брендбук. Сначала разрабатываем прототип, а потом отправляем на согласование к заказчику. Когда проект утвержден и клиент доволен, переходим к разработке макета. Пример структуры.

  1. История – рассказываем про дату основания фирмы и её развитие.
  2. Логотип – важный атрибут. Здесь нужно прописать, как можно и как нельзя использовать лого. Пример брендбука от Skype.
скайп
  1. Цветовая палитра – нужно быть осторожным с выбором цвета. Слишком высокая контрастность отпугнет покупателей. Цветовые сочетания следует разместить в книге. Для CMYK и RGB выделяем отдельную страницу.
  2. Типография – указываем шрифты и начертания. В тексте описываем, почему именно они. 
  3. Иллюстрации – размещаем фирменные изображения на страницах брендбука, чтобы визуально дать понять сотруднику, как должен выглядеть фирменный стиль. 
  4. Голос бренда – объясняем правила общения сотрудника с клиентами. 

Как создать брендбук? Какие программы использовать?

В интернете достаточно ресурсов для графики. Мы разберем те, которые конкретно подойдут для брендбука. Одна из платформ Flyvi. Эта площадка от российских разработчиков. Более подробно про неё писали в статье ТОП-10 сервисов, которые могут стать аналогом Канвы

Что предлагает Flyvi? Пользователь может создать аккаунт и получить доступ к шаблонам сервиса бесплатно. Но для разработки фирменного стиля потребуется подключить функцию «Брендбук», которая доступна только по подписке. Тарифный план PRO за 499 руб.  

Если хотите попробовать что-то бесплатное – рекомендуем Figma. Сервис без ограничений позволяет создавать прототипы для разных целей. Многие дизайнеры используют площадку, чтобы делать карточки товаров, сайты, интернет-магазины и брендбуки. 

разработка брендбука

Возможности:

  • Добавлять картинки и примитивы.
  • Создавать слои.
  • Разрабатывать проекты по уже готовым шаблонам. Предлагается выбрать фрейм под мобильное устройство или десктопное приложение.  
  • Экспортировать макеты через панель управления.

В Figma обширная библиотека плагинов, которая регулярно пополняется новыми инструментами. Если что-то не хватает, то всегда можно установить plugin и получить дополнительные иконки или картинки с фотостоков.

Ресурс Genlogo изначально разрабатывался как проект для брендинга компании. Поэтому в панель управления есть такие инструменты как нейминг, брендбук, фирменный стиль. 

Отдельно следует отметить страницу с шаблонами, где размещены логотипы для разных проектов. 

идеи логотипов для бизнеса

Как создать брендбук в Genlogo? Для этого нужно перейти в раздел как показано на картинке.

Genlogo

Заполнить поля и щёлкнуть «Начать брендинг». Вот пример.

  1. Название – «Хлебобулочное изделие».
  2. Слоган или краткое описание – «Выпекаем на любой вкус».
  3. Ниша – «Кондитерские | Пекарни | Сладости».
начать брендинг

Шаг 2: выбрать подходящий логотип. Обратите внимание, что logo подбирается в зависимости от ниши.

выбор подходящего логотипа

Шаг 3. Выбираем шрифт. Как выглядит текст с новым шрифтом можно увидеть под logo. Нажимаем на понравившуюся карточку и переходим к следующему этапу. 

выбор шрифта для логотипа

Шаг 4. Вариант цвета. Здесь отобразиться список, эмблем в разных цветах. Выбираем любой. 

выбор цвета логотипа

Последний шаг – сохранить проект. Для этого нужно создать аккаунт. Быстрый способ это сделать — через социальные сети или почтовые сервисы. После сохранения, brandbook останется в профиле пользователя. Чтобы скачать к себе на компьютер, нужно оформить платную подписку. Но перед покупкой тарифа предлагается загрузить тестовый пример, чтобы оценить работу сервиса. 

как сохранить готовый брендбук

Примеры брендбуков

Чтобы лучше понять, как создать брендбук, нужно изучать книги других фирм.
Например, в Coca-Cola используется белый шрифт на красном фоне. У Mersdes-Benz страницы оформлены в черно-серых тонах, что придаёт деловой стиль. 

К необычному решению пришли руководители Skype. Они сделали текст рукописным и добавили диалоги. Выглядит просто. Здесь нет особых дизайнерских решений.

Чтобы донести мысль, не нужно быть художником, достаточно уметь делать верстку и правильно размещать текст. Работая с заказчиком, большая часть вопросов отпадёт во время обсуждения. 

пример брендбука Скайп

Структура документов у каждого бизнеса отличается. Чем крупнее предприятие, тем больше страниц будет. 

На этапе вёрстки могут появиться проблемы: как уместить на одной странице все элементы? Поэтому прежде чем приступать к серьёзному проектированию, нужно посмотреть «примеры брендбуков» других компаний. Самый быстрый способ это сделать — найти их через поисковую систему и скачать.

Где брендбук не нужен

Книга бренда не поможет решить проблемы компании. Документ создают для сотрудников, чтобы лучше понимать, как работать с брендом. Но в некоторых случаях можно обойтись без него. 

Перечислим пункты, когда brendbook не нужен.

  1. Небольшой бизнес – например, вся компания — это только одностраничник.
  2. MVP (Минимальный Жизнеспособный Продукт) – прежде, чем запустить полноценный сервис, сначала разрабатывают MVP. Изначально в такой продукт включается минимальный функционал, чтобы клиенты могли при старте начать пользоваться. Разумеется, для такого проекта brendbook тоже не нужен.  
  3. Молодые компании, которые только вышли на рынок и ещё не имеют представлений о развитии, а занимаются изучением аналитических отчетов. Работаем тоже без брендбука. 

Итог: брендбук создаётся крупной компанией, чтобы сотрудники понимали, как позиционировать бренд, как выстраивать отношения с партнерами и клиентами, какие элементы допустимы в использовании фирменного стиля, а также какие ценности и миссия лежат в основе бренда. Это руководство помогает сохранить единый имидж и повысить узнаваемость бренда, обеспечивая согласованность действий всех участников компании.

Для создания нужного стиля используют графическую программу. Готовую работу упаковывают в файл и передают сотрудникам. Периодически в книгу вносят изменения, если информация считается устаревшей. Брендбук — необходимый элемент корпоративной культуры, который помогает поддерживать единое визуальное и коммуникативное представление бренда. Он служит основой для разработки маркетинговых материалов, рекламы и других элементов, отражающих сущность и ценности компании.

Автор статьи Катя Самохина, блог Денежные ручейки