Март 2025 года оказался щедрым на изменения, касаемые деятельности блогеров. И если к первой новости можно отнестись нейтрально (лично мне до конца не понятно, что из этого в итоге выйдет), то вторая новость несет фатальные проблемы особенно тем, кто развивал свои страницы и зарабатывал на них в запрещенных социальных сетях, а также для российского бизнеса, который использовал блогеров для привлечения клиентов.

Что изменится для блогеров в 2025 году?

1. Новые ОКВЭД для блогеров

До марта текущего года деятельность блогеров в реестре индивидуальных предпринимателей не имела собственных кодов. Чтобы обозначить источники доходов, которые блогер получал от своей деятельности в интернете, приходилось использовать различные коды, предназначенные для других видов предпринимательской деятельности.

О том, что в скором времени появятся новые ОКВЭД для блогеров, начались разговоры еще два года назад. Инициатором выступила Ассоциации блогеров и агентств (АБА).

Представители АБА посчитали, что для индустрии блогеров необходимо разработать отдельный код ОКВЭД, который позволит определить статус инфлюенсеров и агентств как участников рынка. Это также поможет осуществлять государственное регулирование и защиту блогеров, включая вопросы авторских прав и доступа к государственным программам поддержки бизнеса. Кроме того, код ОКВЭД позволит вести учёт оборотов индустрии, привлекать инвестиции и определять стратегию дальнейшего развития.

По приказу Росстандарта от 21 марта в документ будут добавлены новые ОКВЭД, отражающие деятельность блогеров:

  1. 73.11.1 «Деятельность по распространению рекламы пользователем социальной сети».
  2. 70.21.1 «Деятельность по распространению информации пользователем социальной сети».

Новые коды официально начнут действовать с 1 мая 2025 года.

У меня, как у предпринимателя, деятельность которой подпадает под эти коды, остается один вопрос: мне необходимо будет добавить эти коды в свой реестр или это будет касаться только новых участников рынка?

2. Госдума запретила рекламу в запрещенных соцсетях

В первую очередь речь идет о Facebook и Instagram*. Под этот закон попадает и соцсеть Х, т.к. деятельность бывшего Twitter также ограничена на территории России.

Возможность настраивать таргетинг в запрещенных соцсетях пропала еще в 2022 году одновременно с их блокировкой и отключением системы SWIFT.

Новый запрет направлен исключительно на блогеров и рекламодателей. Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года и запрещает не только покупать рекламу у блогеров, но и заниматься саморекламой, т.е. продавать собственные товары и услуги.

Чтобы было понятнее рынку, введена система штрафов. Для:

  • Физических лиц — до 2500 рублей
  • Должностных лиц — до 20 тыс. рублей
  • Юридических лиц — до 500 тыс. рублей

*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ